Откровения Иоанна Богослова, последними вошедшие в Новый Завет, написаны во второй половине I века от Рождества Христова, по одним предположениям, около 70 года, по другим – после 95-го. Апокалипсис – не название, а жанровое обозначение. Сочинений о конце света – о Судном, или Господнем дне – в разное время существовало видимо-невидимо, поскольку какая же вера без мысли о конечном воздаянии и окончательной справедливости.
Поскольку столь убедительно писать мог только сподвижник Христа, победила версия, что автором книги был Иоанн Богослов, чье четвертое Евангелие считается самым строгим, но и едва ли не самым точным. В общем, знаем мы только то, что видение Иоанну было на Патмосе. На этот остров ссылали преступников, главным образом инакомыслящих.
Кто автор Апокалипсиса?
Еще в конце прошлого века была высказана поразительная мысль: в Откровении явственно прослеживается семь описаний – с разных точек зрения – одного и того же события. Это четкое и гармоничное построение никак не подтверждает версии о том, что все в Апокалипсисе – только больное воображение фанатика. Событие же, о котором идет речь и основные приметы которого семикратно перечисляются, – нарастающий раздор между людьми, смертельные болезни, появление лжепророков, падение нравов, воцарение новой, беспрецедентно жестокой диктатуры и в скором времени последняя битва между силами света и тьмы. Сражение это произойдет в долине Армагеддон.
В конечном итоге Апокалипсис – повествование о борьбе и победе, а следствием этой победы явится спасение 144 тысяч верных. Под цифрой «144000» имеется в виду не точное количество праведников, а некое абсолютное совершенство, двенадцать в квадрате (12 – совершенное число у иудеев). Много спорят о том, все ли жители Земли спасутся, если будет Страшный суд и воскреснут все души; все ли мириады воскресших после Суда будут взяты в небесный Иерусалим. Апокалипсис на этот вопрос не отвечает, поскольку спасение зависит от каждого.
Все это сложно для восприятия, – поскольку, во-первых, автор следует традициям жанра и пользуется множеством устойчивых метафор, а во-вторых, он не все мог понять из того, что увидел. Естественно, описывать события будущих веков ему приходится в терминах первого века, а тогда, по справедливому предположению Стругацких, истребитель с вертикальным взлетом запросто можно принять за очень большую саранчу. Но самые большие трудности для толкования представляет описание Зверя, который явно символизирует некую главную антихристианскую силу. Когда Антихрист явится, число его при желании можно будет разгадать. Также его легко будет узнать по диктатуре: всем предложено будет поклоняться ему, как богу, и носить его изображения на правой руке и на лбу.
Нерон – гонитель христиан
В одной римской рукописи примерно третьего века содержится мысль о том, что число Христа – 888, ибо семерка – число совершенное, во всех мировых религиях священное, а семерка плюс один -знак высшего совершенства. Соответственно, семерка минус один – знак чего-то прямо противоположного, враждебного Христу. Отсюда и 666, но такое простое объяснение, конечно, никого не устроило. Все кинулись подставлять антихристов, расшифровывая их имена по цифрам и буквам, – а кандидатов было достаточно. Антихристами побывали: Лютер, Никон, вообще все церковные реформаторы, Наполеон, Лев Толстой, Ленин, Гитлер, Сталин и несколько римских пап, которых особенно не любили адвентисты седьмого дня. Один из первых толкователей, Ириней Леонский, решил, что число 666 расшифровывается как слово «Еунфас» Е – 5, У – 400 и так далее. Все сошлось, но когда Иринея спросили, что такое «Еунфас», он не смог ответить ничего вразумительного. Он сам этого не знал. Несколько больше почвы под собой имеет расшифровка «Латеинос» (Л – 30, А – 1 и т.д.). Это может означать как Римскую империю, тогда вовсю преследовавшую христиан, так и институт папства, что дает некоторым особо рьяным толкователям повод говорить, будто католическая церковь от христианства безмерно далека и извращает его идеи. Самая убедительная версия восходит к глубокой древности и непосредственно указывает на Нерона. Другого такого гонителя христиан не знал мир. И дело не только в том, что имя Neron в латинской транскрипции дает 666 (50+6+500+60+50): правильно-то он назывался Nero, что в сумме 616, И в древнейших списках Апокалипсиса число Зверя иногда именно 616. А ежели слова «кесарь Нерон» записать по-древнееврейски, то как раз и будет 666, – совпадения слишком многочисленные, чтобы их можно было игнорировать.
Не просто распутство или злодейство, а какой-то метафизический вызов видится в том, что он творил. Поджег Рим, чтобы потом его отстроить и тем прославиться. Экспериментировал он с мальчиками, женами родственников, рабами. Ни юноши, ни женщины не были застрахованы от его похоти. Он был ужасным гомосексуалистом и даже женился однажды на мальчике. Но и здесь был какой-то вызов – не просто женился, а по всем обрядам, да еще и поехал с ним в свадебное путешествие. Несколько раз пытался убить мать, что ей еще в молодости предсказывали гадалки, да она не верила. Покончил жизнь самоубийством, после того как Сенат нашел-таки мужество отрешить его от власти. Закалываясь, повторял: «О небо, какой актер погибает!».
Какая-то действительно была во всем этом провокация, почти насилие над собой, поругание собственной человеческой природы: вот, я буду мировым злом – и посмотрю, что вы сделаете. И потому после его самоубийства, которое все христиане восприняли с большой и понятной радостью, возникла легенда, что он воскреснет. В некотором смысле он воскресал неоднократно, потому что ряд нероновских черт наблюдался у всякого крупного тирана в мировой истории.
Антихрист – извращенное зло
Гитлер повторял Нерона во многом – до болезненной склонности к искусствам, до эстетизации насилия, – и антихристову метку при нем ставили тоже самую буквальную, выжигали на руках узников лагерные номера… Это, пожалуй, самый убедительный аргумент в пользу того, что Гитлер и есть Антихрист. Но при Сталине в бесконечных тюремных очередях на руках тоже писали номера (трагедия повторяется как фарс, при Брежневе номера писали в очередях за всяким дефицитом). Гитлер развязал мировую воину, Сталин претендовал на создание нового мирового порядка, – оба хороши. Антихрист – зло сознательное, стремящееся к гибели, зло запредельное, вызывающее, издевающееся.
Была, правда, здравая попытка отвлечься от всякого рода персоналий и расшифровать 666 как «первозданный хаос», ибо Зверь выходит из бездны, а в бездне хаос и есть. По-гречески «хаос» как раз и дает искомые шестерки. Это хорошо уже тем, что отвлекает доброго христианина от дешевой сенсационности и направляет его мысли к добру.
Есть и другая версия: 666 – число, легко превращающееся в 999. Простое переворачивание меняет смысл. В этом есть намек на вседозволенность, относительность всех истин. Если все относительно, то все можно. Числа-перевертыши и люди-перевертыши, утрата критериев, стремительная перекраска – вот что, очевидно, главный знак Антихриста, и в этом смысле разговоры о красоте и привлекательности зла, о пресности и бездарности добра, так бурно проходившие в начале XX века и вспыхнувшие в его конце, не сулят ничего хорошего. Не зря Владимир Соловьев перед смертью, в 1990 году, написал «Повесть об Антихристе».
Число 666 – произведение 37 на 18, а цифра 37 во многих верованиях священна. Большинство великих поэтов умирает на этом рубеже. Наконец, сумма цифр на колесе рулетки – от 1 до 36 – составляет 666, и кто изобрел эту рулетку, не знает никто. Не было, не было – и вдруг появилась.
Прав был один из мудрейших исследователей христианства, на вопрос о сроках конца света изумленно ответивший: о чем вы? Все давно уже началось! Ядерная катастрофа… экологические бедствия… подорожание товаров в 666 раз!
Прав был один из мудрейших исследователей христианства, на вопрос о сроках конца света изумленно ответивший: о чем вы? Все давно уже началось! Ядерная катастрофа… экологические бедствия… подорожание товаров в 666 раз!
Конец света – это всегда УЖЕ. Но надежда – это всегда ЕЩЕ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий