За исключением компьютеров, с 1960-х человечество фактически прекратило развиваться.
Бывший генеральный директор PayPal и сооснователь Palantir весной преподавал в Стэнфорде. Вот некоторые интересные моменты, которые мы от него узнали: Питер Тиль очень разочарован последними 50 годами развития человеческого потенциала.
На протяжении большей части недавней человеческой истории, от изобретения парового двигателя в конце 17 века, до примерно 1960-х годов, технологический процесс был колоссальным, можно даже сказать, беспощадным. В большинстве прошлых человеческих обществах люди делали деньги, забирая их у других. Промышленная революция принесла парадигму, в которой деньги зарабатываются за счёт торговли, а не грабежа.
Важность этого сдвига трудно переоценить. На Земле, возможно, жило всего сто миллиардов человек. Большинство из них жило по большей части в застойных обществах. Так что масштабное технологическое ускорение нескольких последних сотен лет поистине невероятно.
Зенитом оптимизма по поводу будущего технологий, возможно, были 1960-ые. Люди верили в будущее. Они думали о будущем. Многие были абсолютно уверены, что ближайшие полвека станут 50 годами беспрецедентного технического прогресса.
Но за исключением компьютерной индустрии, этого не произошло. Доходы на душу населения по-прежнему растут, но темп резко сократился. Люди вдруг обнаруживают себя в ситуации Алисы в стране чудес, когда им надо бежать всё быстрее и быстрее, то есть, работать всё дольше и больше, только чтобы оставаться на одном месте. Это замедление является сложным, и только показатели заработной платы его не объясняют. Однако они поддерживают общий смысл того, что быстрый прогресс последних 200 лет слишком быстро идёт на спад.
Проблема, как утверждает Тиль, в том, что мы забыли, как переходить от 0 к 1; из-за глобализации мы сосредоточились на копировании технологий, которые у нас уже есть.
Прогресс идет в двух вариантах: горизонтальный/экстенсивный и вертикальный/интенсивный. Горизонтальный, или экстенсивный, означает, по сути, копирование вещей, которые уже работают. Одним словом, это означает просто «глобализация». Рассмотрим как пример Китай последних 50 лет. С уверенностью можно сказать, что он будет как США сейчас. Города будут копироваться, машины будут копироваться, и железные дороги, они тоже будут копироваться. Возможно, будут пропущены некоторые стадии. Но в целом всё будет скопировано.
Вертикальный или интенсивный прогресс, напротив, означает создание чего-то нового. Одним словом, это «технологии». Интенсивный прогресс состоит в переходе от 0 к 1. Мы видим, что большая часть нашего вертикального прогресса исходит из таких мест как Калифорния, особенно, из Кремниевой долины. Но есть все основания сомневаться в том, достаточно ли у нас этого прогресса.
И действительно, большинство людей, похоже, почти полностью сосредотачиваются на глобализации вместо технологий; говоря о «развитых» против «развивающихся» стран, предполагается некое неявное снижение технологий, поскольку это предполагает некоторое сближение со статусом «развитой страны». Будучи обществом, мы, похоже, почти по умолчанию приняли идею окончания технологического развития человечества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий